• Услуги
  • Лечение бартолиновой железы (бартолинита) с помощью Word-катетера
Медицинская клиника НАКФФ

Лечение бартолиновой железы (бартолинита) с помощью Word-катетера

Среди заболеваний бартолиновой железы чаще всего встречаются бартолинит, киста и абсцесс. Иногда для лечения достаточно консервативной терапии, но чаще приходится прибегать к хирургическим операциям. В клинике НАКФФ традиционные хирургические вмешательства в большинстве случаев заменяют малоинвазивными процедурами, которые не требуют госпитализации и выполняются через разрез длиной 0,5-1 см под местной анестезией.

Что такое бартолинит

Бартолинит – воспаление бартолиновой железы. Его могут вызывать как половые инфекции (например, гонококк), так и условно-патогенные микроорганизмы при избыточном росте. Часто развитию воспаления предшествует киста. Полость с жидкостью появляется в результате закупорки протоков бартолиновой железы. Секрет накапливается внутри этого органа и растягивает стенки. В дальнейшем он инфицируется с развитием бартолинита и абсцесса бартолиновой железы.

Симптомы:

• острое начало;
  • сильные пульсирующие боли на одной стороне;
  • усиление боли при ходьбе, сидении, дефекации;
  • лихорадка – появляется в стадии нагноения.

При осмотре врач видит покраснение и припухлость одной половой губы. Пальпация резко болезненна.

Заболевание может быть диагностировано клиническими методами. Для определения возбудителя бартолинита проводят посев на бактерии и ПЦР на половые инфекции.

Что такое киста бартолиновой железы

Киста – это полностью с жидкостью. Она постепенно увеличивается, может достигать размеров гусиного яйца. Они мешают при ходьбе, иногда болят, снижают качество половой жизни. Но обычно кисты не такие крупные. Они вызывают лишь эстетический дефект, поэтому многие женщины не спешат обращаться к врачу. В итоге киста нагнаивается и развивается абсцесс.

Киста железы или её протока формируется из-за закупорки протока. Она может быть следствием перенесенного воспаления, травмы с образованием рубцов или эпизиотомии во время родов. Внутри накапливается жидкость, расширяющая полость.

Что такое абсцесс бартолиновой железы

Как бартолинит, так и киста бартолиновой железы может осложниться абсцессом. Это гнойная полость, которая образуется в области бартолиновой железы, может привести к её разрушению. Патология вызывает сильные боли, общие симптомы, может осложниться путем распространения инфекции на расположенные рядом анатомические структуры, а в самых тяжелых случаях возможен сепсис с попаданием инфекции в кровь и поражением внутренних органов.

Абсцесс формируется в две стадии. Вначале возникает очаг инфильтрации (уплотнения), а затем формируется полость с гноем, окруженная капсулой. Если эту полость не вскрыть, и гной не убрать, то возможно самопроизвольное вскрытие гнойника. В этом случае повышается риск осложнений: кровотечений, инфицирования соседних органов, а также формирования крупных грубых рубцов в области патологического процесса.

Лечение острого бартолинита

Для лечения бартолинита без абсцесса используют консервативную терапию. Женщине назначают антибиотики для подавления инфекции. Через несколько дней, после того как будут получены результаты бактериологического посева с антибиотикограммой, схема лечения может быть скорректирована. Врачи назначают препараты, к которым выделенный возбудитель обладает высокой чувствительностью.

Дополнительная терапия:

• нестероидные противовоспалительные средства для снижения болевого синдрома и температуры тела;
  • регулярная гигиена наружных половых органов;
  • обработка антисептиками;
  • холодные примочки в острый период болезни, согревающие процедуры на стадии разрешения.
Наш эксперт в этой сфере:

Акушер-гинеколог, хирург

Опыт работы: Более 16 лет

Отправьте документы на почту cc@clinicnacpp.ru. Возможность проведения лечения рассмотрит главный врач клиники.

Лечение абсцесса бартолиновой железы

Лечение проходит в две фазы. Первая – ликвидация гнойного очага. Вторая – предотвращение повторного скопления жидкости внутри железы.

Вскрытие абсцесса. Основной метод лечения в острую фазу заболевания. Операция проходит амбулаторно. Для иногородних в клинике НАКФФ предусмотрена возможность госпитализации на 2-3 дня с круглосуточным наблюдением. В области бартолиновой железы делается разрез. Гной удаляют, полость санируют, а затем устанавливают дренаж, через который гной оттекает из раны. В течение нескольких дней пациентка получает антибиотики. Но риск рецидива остается высоким, поэтому пациентке требуется дополнительное лечение для предотвращения заращивания протока железы.

Установка Word-катетера. Используется в клинике НАКФФ через 1 неделю после устранения острого воспалительного процесса, если проток не зарастает. Лечение проходит амбулаторно. Врач безоперационным путем устанавливает силиконовую трубку с раздувающимся баллоном на конце. Катетер находится в полости в течение 1-1,5 месяцев. Затем его удаляют. В течение этого времени формируется новый проток железы. В результате секрет нормально оттекает, кисты не образуются, абсцесс не рецидивирует.

Преимущества метода:

• процедура занимает 10 минут;
  • проводится через разрез 3-4 мм;
  • для обезболивания используется местная анестезия;
  • риск рецидива бартолинита не превышает 10%;
  • в случае рецидива процедуру можно повторить;
  • риск инфекционных осложнений не превышает 1%.

Экстирпация бартолиновой железы – полное удаление органа. Риск рецидива нулевой. Но операция травматичная, сопровождается кровотечением, требует наложения швов. Даже после заживления раны может сохраниться болевой синдром, а из-за рубцовой деформации тканей ухудшается качество половой жизни. Так как бартолиновой железы больше нет, она не выполняет свою функцию по увлажнению влагалища, поэтому возможна сухость. Она вынуждает женщину использовать лубриканты во время полового акта, а также повышает риск дисбактериоза и воспалительных процессов влагалища.

Лечение кисты бартолиновой железы

При обнаружении кисты бартолиновой железы используют такие методы лечения:

Консервативная терапия – используются антисептики, антибиотики, нестероидные противовоспалительные средства. Они уменьшают риск абсцедирования, устраняют болевой синдром, но не ликвидируют саму кисту. Поэтому методика может быть использована лишь в качестве подготовки к хирургическому вмешательству.

Пункция кисты – введение иглы в её полость, отсасывание содержимого. Применяется только при отсутствии нагноения, если размеры образования быстро увеличиваются. Но капсула кисты при этом не удается. После пункции в большинстве случаев происходит рецидив.

Вскрытие и дренирование кисты – врач делает разрез, удаляет содержимое кисты и устанавливает дренаж. Метод лечения простой, не требует от хирурга высокой квалификации. Но есть недостаток: не удаляется капсула кисты, а зона разреза зарастает. Проток по-прежнему непроходим, поэтому через некоторое время полость снова заполнится жидкостью.

Лазерная вапоризация кисты – удаление образования лазером. Щадящий метод лечения, который используется амбулаторно. Не требуется госпитализация, общий наркоз, нет кровотечений, не нужны швы, а рана заживает за 2 недели.

Марсупиализация – формирование искусственного кармана. Операцию делают через разрез длиной 1 см. Врач удаляет гной, промывает рану антисептиками. Во время операции делают окошко и края капсулы подшивают к коже.

Word-катетер – один из лучших вариантов решения проблемы. Как и при абсцессе, эта методика позволяет с помощью минимально травматичной процедуры удалить содержимое из кисты и сформировать новый путь для оттока секрета. Это органосохраняющая методика. Так как бартолиновая железа сохраняется, качество половой жизни не страдает. После этой процедуры не развивается сухость влагалища. Она выполняется через разрез 3-4 мм, поэтому не образуются крупные рубцы.

Для лечения любых заболеваний бартолиновой железы, обратитесь в клинику НАКФФ. Наши врачи успешно лечат кисты и абсцессы путем установки ворд-катера. Эта малоинвазивная манипуляция безопасна, хорошо переносится пациентами, не требует госпитализации и в большинстве случаев может заменить стандартную открытую операцию.

Бокин Иван Игоревич

Онколог, акушер-гинеколог, хирург, маммолог, онкодерматолог

Хугаева Залина Константиновна

Акушер-гинеколог, эндоскопический хирург-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, УЗИ-диагност