Медицинская клиника НАКФФ

Стеноз позвоночника

Стеноз позвоночника – тяжелое заболевание, которое вызывает боль, хромоту, нарушает функции тазовых органов и может привести к необратимому повреждению спинного мозга. Обычно для его лечения проводят открытые травматичные операции, после которых нужно долго восстанавливаться. Но в нашей клинике стеноз позвоночника излечивается эндоскопическими методами: нейрохирурги проводят операции через разрез 0,5 см. Уже на следующий день пациент может ходить и возвращается домой из больницы.

Что такое стеноз позвоночника

Стеноз позвоночника – это сужение пространства, в котором находится спинной мозг или нервы, которое вызвано любыми причинами за исключением грыжи. В большинстве случаев это дегенеративная патология. Она связана с разрастанием в области суставов и связок позвоночника. Доминирующие причины:

• спондилоартроз с гипертрофией желтой связки или без неё – вызывает 50% случаев стеноза;
  • гипертрофия желтой связки без спондилоартроза – 20% случаев.

Важную роль в развитии заболевания имеет наследственная предрасположенность. У некоторых людей позвоночный канал узкий от рождения. У них быстро развивается стеноз даже при минимальных дегенеративных процессах.

Редкие причины:

• опухоли;
  • гематомы (скопления крови);
  • абсцессы (гнойники);
  • врожденные аномалии развития позвоночного столба;
  • кисты;
  • ревматоидный артрит и другие системные заболевания с вовлечением межпозвоночных суставов.

Стеноз бывает центральный и латеральный. При центральном стенозе происходит сдавление спинного мозга, а при латеральном – спинномозговых корешков (начальные отделы спинномозговых нервов).

Симптомы

Классический симптом центрального стеноза позвоночника в поясничной области – синдром перемежающейся хромоты. Человек во время ходьбы ощущает боль. Чтобы её уменьшить, он должен присесть на корточки или наклониться вперед.

Другие симптомы:

• судороги в мышцах ног;
  • слабость мышц.

Латеральный стеноз редко встречается изолированно, обычно он выявляется одновременно с центральным. Патология проявляется болевыми ощущениями, онемением, слабостью мышц ног. В тяжелых случаях развивается недержание мочи, кала, парезы и параличи, полная потеря чувствительности ноги на стороне поражения.

9500 пациентов ежегодно
  • Принимаем пациентов 24/7
  • Стабилизация состояния, реанимация, медицинский уход

Перезвоните мне!

Диагностика

Для диагностики патологии используют методы визуализации. Самые информативные – КТ и МРТ. Именно они используются в нашей клинике. При отсутствии технических возможностей проводят рентгенографию.

Диагноз центрального стеноза устанавливают путем измерения сагиттального размера позвоночного канала. В норме на поясничном уровне он составляет 15-25 мм. Если размер меньше 12 мм, это относительный, а если меньше 10 мм – абсолютный стеноз.

Диагноз латерального стеноза устанавливают на основании результатов измерения корешкового канала и фораминального отверстия. Корешковый канал должен быть не меньше 5 мм. Межпозвонковое отверстие, где выходят спинномозговые нервы, в норме составляет 20-30 мм в высоту и 8-10 мм в ширину.

Консервативная терапия или операция?

Консервативное лечение возможно только у пациентов без неврологического дефицита. Для уменьшения боли возможен прием обезболивающих средств. Однако восстановить нормальные размеры позвоночного канала с помощью лекарств нельзя. Устойчивые результаты могут быть достигнуты только с помощью операции.

При неврологических симптомах операция обязательна, и к тому же проводится как можно раньше. После декомпрессии спинного мозга и корешков все симптомы полностью регрессируют. В случае промедления с лечением возникают необратимые повреждения нервных структур.

Стандартное хирургическое лечение

Стандартное лечение при центральном стенозе предполагает выполнение открытой операции – микрохирургической декомпрессии позвоночного канала. При латеральном стенозе проводится декомпрессия корешка и установка межостистых имплантов. Открытая операция эффективна в 90% случаев. Результаты сохраняются через 10 и более лет после вмешательства.

Но у таких операций есть большой недостаток: они очень травматичны. Вмешательство проводится через большой разрез. Врачу приходится иссекать костные структуры, что нарушает стабильность позвоночного столба. Возможно развитие синдрома неудачно оперированного позвоночника, часто поражаются соседние сегменты. При остеопорозе после лечения возможны переломы тел позвонков. В итоге многим пациентам потребуются повторные вмешательства для устранения последствий слишком травматичного лечения.

Восстановление после открытых операций долгое и тяжелое. Минимум 1 месяц нужно носить жесткий корсет. Нельзя наклоняться вперед и поднимать вес больше 3 кг. Желательно полное исключение пребывания в сидячем положении. По истечению периода строгих ограничений мышцы атрофируются, и пациенту требуется реабилитация в течение нескольких месяцев, чтобы вернуться к прежнему физическому состоянию.

Наш эксперт в этой сфере:

Вертебролог, травматолог

Высшая категория
Опыт работы: 15 лет

Отправьте документы на почту cc@clinicnacpp.ru. Возможность проведения лечения рассмотрит главный врач клиники.

Малоинвазивное эндоскопическое лечение

Всех этих недостатков лишены эндоскопические операции, которые проводятся в нашей клинике. Мы проводим хирургические вмешательства TESSYS, iLESSYS и CESSYS, разработанные немецкой компанией JOIMAX. Это основные методы лечения стеноза позвоночника в Западной Европе. Но в России большинство операций по-прежнему выполняются открытым способом. Только три клиники России, включая нашу, делают перечисленные типы эндоскопических вмешательств.

Три типа операций в целом похожи: через отверстие 0,5 см врач устанавливает порт, вводит миниатюрную видеокамеру и тонкие длинные инструменты. Иногда используется рентгенологический контроль. Он удаляет «лишние» ткани, сдавливающие канал, и высвобождает нервные структуры из-под компрессии.

Разница заключается в операционном доступе. Он, в свою очередь, зависит от расположения зоны стеноза. TESSYS предполагает боковой доступ, его используют при стенозе корешкового и фораминального канала (при латеральном стенозе). Операция iLESSYS проводится при центральном стенозе, а CESSYS – при поражении шейного отдела позвоночника. У многих пациентов центральный стеноз сочетается с латеральным, поэтому у них могут одновременно применяться техники TESSYS и iLESSYS.

Преимущества эндоскопического лечения:

• не повреждаются костные структуры или костная резекция минимальная, что обеспечивает стабильность позвоночника;
  • мягкие ткани не разрезают, а разводят в стороны;
  • минимальная травма и хороший эстетический эффект, так как вмешательство проводят через разрез длиной 0,5 см;
  • срок пребывания в стационаре – одни сутки;
  • вставать можно через час;
  • ходить можно на следующий день;
  • к обычному уровню физической активности можно вернуться через 2-3 недели;
  • отдаленные результаты лечения такие же, как при открытой хирургической декомпрессии.

Эндоскопические вмешательства минимально травматичные, редко дают осложнения и обеспечивают быструю реабилитацию. Обратитесь в нашу клинику, чтобы вылечить стеноз позвоночника эндоскопическим методом вместо травматичной и небезопасной открытой операции.

Шаболдин Андрей Николаевич

Травматолог-ортопед, вертебролог

Барченко Борис Юрьевич

Вертебролог, травматолог

Лака Александр Андреевич

Вертебролог, травматолог-ортопед, хирург

Позвоните или оставьте заявку

Заказать звонок!

Отделения

Отзывы о клинике

Виктор

01-10-2022, размещен на DocDoc

Я обращался для проведения МРТ коленного сустава. Обслуживание из пяти баллов на пять! Я даже был удивлён, думал, что клиника обычная. Очень приятные врачи. Результаты мне ...

Надежда

30-09-2022, размещен на DocDoc

Ивана Игоревича я знаю давно, уже 12 лет, у него делала операцию первую операцию, поэтому к нему и пошла. Доктор замечательный, все внимательно выслушал, все прочитал, сход...

Сергей

29-09-2022, размещен на DocDoc

Приняли меня вовремя. Доброжелательный и профессиональный врач. Она знает свое дело. Доктор дала мне диск и описание. Эта была единственная клиника со свободным временем на...

АС

15-09-2022, размещен на Яндекс.Картах

Отец пробыл в паллиативном отделении 5 дней с 10.08 по 14.08, приехал в очень плохом состоянии. Врачи значительно улучшили состояние, помогли снять боль, оказывали максимал...

Аноним

, размещен на DocDoc

Борис Юрьевич врач самородок, вселяет уверенность. На приеме все было четко, грамотно, лаконично, все доступно объяснил, рассказал, сказал, что надо делать. Единственно, ко...

Наталья Водякова

13-09-2022, размещен на Яндекс.Картах

Прекрасная клиника, персонал администраторов приятный, вежливый, внимательный, врачи крутые, ожидание минимальное.

Вячеслав Назаров

03-09-2022, размещен на Яндекс.Картах

Приятный персонал, грамотные сотрудники. Анне Владимировне и её коллегам спасибо за качественное лечение и огромный привет.

Татьяна

23-08-2022, размещен на DocDoc

Я была на приеме вместе с дочерью. Любовь Ильинична профессионал, хороший психолог и специалист. Все прошло на высшем уровне. Она внимательная и доброжелательная. Я знаю эт...

Oleg Sarylov