Медицинская клиника НАКФФ

Удаление невромы Мортона

Неврома Мортона, или метатарзалгия Мортона — это заболевание, при котором вокруг одной из ветвей, отходящих от подошвенного нерва, разрастается фиброзная ткань. Чаще всего страдает нерв между III и IV пальцами стопы, реже — между II и III пальцами. Патологический процесс развивается в результате раздражения и сдавления нерва. Заболевание проявляется в виде жгучих острых болей в подушечке стопы, покалывания и онемения в пальцах. Возникают характерные ощущения, как будто в обувь попал камешек.

По статистике неврома Мортона есть у каждого третьего человека. Женщины страдают заболеванием в 8–10 раз чаще, чем мужчины – причина в ношении неудобной обуви на высоких каблуках.

Зачастую с симптомами удается справиться с помощью простых мер, например, банально сменив каблук на более низкий. Но в ряде случаев требуется специальное лечение, в том числе хирургическое.

Причины возникновения заболевания

Факторы риска развития невромы Мортона – это все те условия, которые способствуют сдавлению и раздражению ветвей подошвенного нерва:

• Форма стопы. Чаще заболевают люди, которые имеют плоскостопие, высокий свод стопы и другие деформации. Из-за этого возникает нестабильность в суставах пальцев.
  • Заболевания стопы. Например, бурситы, халюс вальгус, молоткообразная деформация пальцев.
  • Обувь, оказывающая давление на пальцы и подушечки стопы: на высоких каблуках (особенно более 5 см), тесная, не подходящая по размеру, с острыми носами.
  • Занятие некоторыми видами спорта. Например, подушечки стоп испытывают повышенное давление во время бега, игры в теннис. А во время езды на лыжах и скалолазания приходится использовать неудобную тесную обувь.
  • Травмы стопы тоже чаще всего встречаются у спортсменов.

Неврома Мортона – это опухоль?

Такой вопрос пациенты часто задают врачам в нашей клинике. У одних он возникает, когда они услышали или прочитали, что при этой патологии нерв «увеличивается». Других смущает окончание «–ома» – обычно так называют доброкачественные и злокачественные опухоли. Третьи знают, что невромами называют опухоли нервов в разных частях тела.

Название невромы Мортона вводит в заблуждение, на самом деле эта болезнь не имеет ничего общего с настоящими опухолями. Она развивается по такой схеме:

• одна из ветвей подошвенного нерва часто сдавливается и подвергается раздражению;
  • из-за этого вокруг нерва разрастается фиброзная ткань – нечто вроде рубца;
  • присоединяется воспалительный процесс.

В течении заболевания можно выделить несколько условных стадий:

1. Симптомы нарастают постепенно. Поначалу они легкие и возникают изредка во время ношения неудобной обуви и занятий спортом.
  2. Со временем боль становится всё более сильной и частой. Она проходит, если прекратить физические нагрузки, снять неудобную обувь и помассировать стопы.
  3. Симптомы нарастают еще больше, сохраняются в течение нескольких дней или недель.
  4. Постепенно неврома увеличивается, ее проявления становятся очень интенсивными, мучительными. В нерве развиваются необратимые изменения.

Внешне патология себя не проявляет: на подошве нет ни припухлости, ни покраснения, ни других изменений. Отечность между пальцами ног появляется на поздних стадиях. Обычно же пациенты предъявляют на приеме у врача такие жалобы:

• боль в стопе – обычно жгучая, колющая или стреляющая;
  • ощущение, будто под стопой в туфле застрял камешек или скомкался носок;
  • онемение, чувство покалывания – обычно возникают в пальцах.

Беспокоят похожие симптомы? Обратитесь к врачу в Медицинской клинике НАКФФ. Специалист вас осмотрит, назначит необходимые методы диагностики и порекомендует эффективное лечение. Если показано хирургическое вмешательство – в нашей клинике его выполнят опытные хирурги с применением новейшего оборудования.

Важно сообщить врачу о том, что боль возникает и усиливается при ношении неудобной обуви, физических нагрузках и проходит вскоре после устранения провоцирующих факторов, массажа стоп. Это поможет доктору установить правильный предварительный диагноз и понять, какое обследование нужно назначить, чтобы его уточнить.

Во время осмотра врач надавливает пальцами на разные точки стопы, чтобы оценить локализацию болевых ощущений.

Когда нужно обратиться к врачу?

Боль в ногах нельзя игнорировать, если она длится больше нескольких дней. Необходимо обратиться к врачу, если:

• болевой синдром очень сильный, мешает заниматься привычными делами;
  • боль возникает снова и снова, становится со временем всё сильнее;
  • меры, которые больной принимает самостоятельно (смена обуви, отдых, пакеты со льдом, обезболивающие препараты) не помогают справиться с симптомами в течение 2 недель;
  • возникло покалывание, онемение, чувство «ползания мурашек»;
  • больной страдает сахарным диабетом – при этом проблемы с кровеносными сосудами и нервами стоп способны приводить к более тяжелым последствиям, чем у здоровых людей.

Лучшее время для обращения к доктору – когда появились первые симптомы заболевания. Своевременная диагностика помогает обойтись консервативными методами лечения, предотвратить нарастание симптомов и необходимость в хирургическом лечении.

Методы диагностики

Обычно врач может установить диагноз на основе жалоб пациента и результата осмотра. В большинстве случаев в первую очередь назначают рентгенографию. Она не обнаружит саму неврому, но поможет выявить заболевания, проявляющиеся схожими симптомами, такие как артриты, стрессовые переломы.

Разрастание фиброзной ткани вокруг нерва можно обнаружить с помощью УЗИ. Обычно этого достаточно. Иногда назначают магнитно-резонансную томографию. МРТ – дорогостоящее и далеко не всегда целесообразное исследование в данном случае, но оно помогает выявлять даже те невромы Мортона, которые пока не вызывают симптомов. Это дает возможность сразу начать профилактику.

В некоторых случаях симптомы, напоминающие неврому, вызывают неврологические заболевания. Если возникает подозрение на такую патологию, проводят электронейромиографию – исследование, во время которого измеряют электрическую активность в нервах и мышцах. Пациента направляют на консультацию к врачу-неврологу.

Наш эксперт в этой сфере:

Травматолог-ортопед

Опыт работы: 9 лет

Методы лечения

В 80% случаев с симптомами удается справиться консервативными методами. Важно начинать лечение как можно раньше. Чем дольше прогрессирует патология, тем выше вероятность того, что потребуется хирургическое вмешательство.

Большинство мер можно принять самостоятельно в домашних условиях:

• чаще давайте ногам отдыхать, держите их в приподнятом положении;
  • приложите к больному месту пакет со льдом или другой холод на 20 минут – процедуру можно повторить через несколько часов;
  • носите удобную, подходящую по размеру, широкую обувь на низком каблуке и мягкой подошве;
  • используйте мягкие стельки или специальные вставки в обувь – попросите врача, чтобы он помог подобрать подходящие;
  • постарайтесь похудеть, если у вас лишний вес или ожирение;
  • прекратите на время заниматься спортом, провоцирующим боли;
  • снимать болевой синдром можно обычными обезболивающими из домашней аптечки (лучше всего парацетамолом или ибупрофеном), согласовав режим приема и дозы с врачом.

Против боли эффективны инъекции глюкокортикостероидов или анестетиков в место, где находится пораженный нерв. Также врач может назначить некоторые физиопроцедуры, комплекс специальных упражнений на растяжку для стоп.

Хирургические вмешательства

Вопрос об операции встает, когда не помогают другие методы лечения. Существует несколько видов хирургических вмешательств. Врач подбирает подходящий, в зависимости от клинической картины и результатов обследования:

• Декомпрессионные операции (невролиз) направлены на устранение сдавления нерва. Хирург надрезает и иссекает соседние ткани, например, связки. Обычно нерв стремятся сохранить, если его утолщение не превышает 0,8 см.
  • Иссечение фиброзной ткани и удаление части нерва. Это наиболее радикальное решение проблемы. Симптомы исчезают, потому что больше не остается источника боли. Но после таких вмешательств нарушается и функция самого нерва. В частности, это проявляется необратимой утратой чувствительности в части стопы.
  • Криохирургия – воздействие на пораженный нерв очень низкой температурой, что приводит к его гибели. Это тоже весьма эффективная методика.
  • Радиочастотная аблация – процедура, во время которой на пораженный нерв воздействуют радиоволнами высокой частоты с помощью специального электрода. Это приводит к нагреванию и гибели нерва.

Каждая из этих операций длится примерно 30 минут. Обычно применяют общую анестезию – легкий внутривенный наркоз. Если пациент отказывается от наркоза, можно рассмотреть вариант со спинальной анестезией. В данном случае анестетик вводят в позвоночный канал в области поясницы, и чувствительность временно отключается только ниже места укола. При этом пациент остается в сознании.

Реабилитационный период

Все операции по поводу невромы Мортона малоинвазивны, и после них быстро происходит восстановление. Уже на следующий день отек в зоне хирургического вмешательства начинает спадать, и пациенту разрешают постепенно давать нагрузки на стопу. Через два дня его выписывают домой.

В течение 2–3 недель после операции рекомендуется носить специальную обувь, переносящую нагрузки на пятки. Через 3–6 недель стопа становится полностью мобильной. В течение 2 месяцев рекомендуется исключить высокие нагрузки на стопы и перекаты с пятки на носок.

Для профилактики образования тромбов в послеоперационном периоде врач может назначить инъекции гепарина и ношение компрессионных чулок. После завершения реабилитационного периода пациент всё еще должен соблюдать некоторые рекомендации врача, чтобы предотвратить повторное образование невромы.

Прогноз

Хирургическое лечение весьма эффективно: после него до 85% пациентов перестают испытывать симптомы. Наиболее частые причины рецидива болей:

• изначально неправильно установленный диагноз;
  • не совсем правильное, недостаточное иссечение нерва, сдавливающих его тканей;
  • после удаление нерва его культя сдавливается, и снова образуется неврома.

Если проявления заболевания возникли снова, можно провести повторную операцию.

Профилактика

Профилактика заболевания напрямую следует из факторов риска, способствующих его развитию:

• Не носите тесную обувь, с острыми носами и на высоких каблуках. По крайней мере, не стоит надевать ее надолго и часто.
  • Когда занимаетесь спортом – надевайте специальную обувь, уменьшающую нагрузки на подушечки стоп.
  • Поддерживайте нормальную массу тела. Постарайтесь избавиться от лишних килограммов.

Если же симптомы уже появились – не стоит откладывать визит к врачу. Любую проблему со здоровьем лучше решать на ранних стадиях, пока она не вылилась во что-то более серьезное. Врачи в Медицинской клинике НАКФФ всегда стараются по возможности обойтись консервативными методами лечения. Мы направляем наших пациентов на операцию, только если без нее действительно не обойтись. Наши хирургии выполняют все современные виды вмешательств на стопе в операционной, оснащенной современным оборудованием.

Позвоните или оставьте заявку

Заказать звонок!