Медицинская клиника НАКФФ

Полипэктомия желудка

Полипы желудка представляют собой доброкачественные разрастания на слизистой оболочке. Некоторые из них не опасны, а некоторые способны озлокачествляться, и их лучше удалить сразу, как только они обнаружены во время гастроскопии. Полипэктомия в желудке – малоинвазивное эндоскопическое вмешательство. Его можно провести в амбулаторных условиях, после него быстро происходит восстановление, а риск осложнений минимален. В медицинской клинике НАКФФ удалением полипов занимаются ведущие врачи-специалисты, процедура выполняется с применением современного эндоскопического оборудования высокого разрешения.

Склонность желудочного полипа к озлокачествлению зависит от его гистологического строения:

• Полипы фундальных желез являются наиболее распространенными. Они находятся в верхней части желудка (в области дна), во время эндоскопии выглядят как небольшие плоские гладкие бугорки. Полипы фундальных желез часто возникают у людей, принимающих препараты из группы ингибиторов протонной помпы. Эти новообразования редко превращаются в рак.
  • Гиперпластические полипы обычно разбросаны по всему желудку, расположены группами, нередко встречаются возле язв. Этот тип полипов часто обнаруживается при хроническом гастрите и инфекции, вызванной бактерией H. pylori. Они связаны с повышенным риском развития рака слизистой оболочки желудка.
  • Аденоматозные полипы – самые опасные, они наиболее часто трансформируются в злокачественную опухоль. Чаще всего такие новообразования обнаруживаются возле дна желудка, в его антральном отделе.

Показания к операции

Обычно желудочные полипы не вызывают симптомов и поэтому длительное время остаются недиагностированными. Большие и блокирующие выход из желудка новообразования могут вызвать такие симптомы, как боль в животе, усиливающуюся во время пальпации (ощупывания), тошнота, анемия, примесь крови в стуле. Но в большинстве случаев полипы диагностируют случайно во время гастроскопии по другому поводу. Если они выглядят подозрительно, врач сразу выполняет биопсию: получает образец ткани новообразования и отправляет в лабораторию для исследования под микроскопом.

Зачастую операция не нужна – достаточно консервативного лечения. Полипэктомия рекомендуется в следующих случаях:

• Крупный полип. Известно, что с увеличением размеров новообразования повышается и риск злокачественного перерождения. Согласно общепринятой практике, нужно удалять полипы, диаметр которых больше 1 см. Некоторые врачи придерживаются более радикального подхода и удаляют всё, что крупнее 5 мм.
  • большое количество полипов;
  • аденоматозные полипы – так как они чаще всего трансформируются в злокачественные опухоли;
  • дисплазия – аномальное строение ткани новообразования;
  • полипы, вызывающие симптомы;
  • желудочные полипы у человека с семейным аденоматозным полипозом – генетическим заболеванием, при котором в пищеварительном тракте образуется множество полипов.

Показания к хирургическому вмешательству определяет лечащий врач после обследования и изучения результатов биопсии. В медицинской клинике НАКФФ можно записаться на консультацию к одному из ведущих специалистов.

Подготовка

Во время предварительного приема у врача пациент должен сообщить о своих сопутствующих заболеваниях, лекарственных средствах, которые он регулярно принимает, аллергических реакциях на препараты. Врачу важно знать, принимает ли пациент антикоагулянты («кроверазжижающие» средства). Эти препараты повышают риск кровотечения, и поэтому их могут на некоторое время отменить.

Предварительно нужно пройти стандартное предоперационное обследование. Оно включает общий и биохимический анализы крови, общий анализ мочи, исследование свертываемости крови (коагулограмму), тесты на инфекции (ВИЧ, сифилис, вирусные гепатиты), ЭКГ, консультацию терапевта, флюорографию (если пациент давно ее не делал).
Хирургическое вмешательство проводят строго на пустой желудок. Минимум за 10 часов нельзя ничего есть, за 3–4 часа нельзя пить.

Как проводится вмешательство?

Удалить полип желудка можно двумя способами: лапароскопическим и эндоскопическим. Чаще всего используют эндоскопический способ, потому что он малоинвазивный, не требует разрезов и проколов на коже. Со стороны такое вмешательство напоминает обычную гастроскопию, а по времени занимает около 30 минут. Эндоскопическую полипэктомию выполняют в состоянии легкого наркоза – «медикаментозного сна», поэтому пациент не чувствует боли.

Во время вмешательства врач заводит через рот фиброэндоскоп, осматривает слизистую оболочку желудка и находит полип. Дальнейшая тактика зависит от размеров новообразования. Обычно делают так (для этого специальные инструменты пропускают через рабочий канал эндоскопа):

• Полипы диаметром менее 5 мм можно удалить биопсийными щипцами.
  • Более крупные новообразования, диаметр которых не превышает 2 см, удаляют с помощью специальной проволочной петли. Ее накидывают на ножку полипа и подают на нее электрический ток. В итоге ткани одновременно нагреваются и прижигаются, останавливается кровотечение.
  • При более крупных и плоских, не имеющих ножки новообразованиях прибегают к эндоскопической резекции слизистой оболочки или эндоскопической подслизистой диссекции.

После того как полип удален, его извлекают из желудка и отправляют на гистологическое исследование. Вскоре пациент пробуждается, и в тот же день он обычно может вернуться домой.

Возможные осложнения

Эндоскопическая полипэктомия – малоинвазивная и весьма безопасная операция. Но, как и любое хирургическое вмешательство, она сопровождается определенными рисками. В редких случаях встречаются такие осложнения, как:

• инфицирование тканей;
  • кровотечение;
  • перфорация (образование сквозного отверстия) стенки желудка.

Риск осложнений зависит от способа удаления полипа (с помощью петли, эндоскопической резекции, подслизистой диссекции), опыта и уровня мастерства хирурга. Доктора в нашей клинике в совершенстве владеют техникой выполнения таких операций.

Наш эксперт в этой сфере:

Эндоскопист

Опыт работы: 7 лет

Реабилитационный период

Примерно в течение недели слизистая оболочка желудка полностью заживает. В это время нужно соблюдать некоторые рекомендации:

• принимать пищу небольшими порциями;
  • есть 5–6 раз в день;
  • избегать агрессивной пищи, раздражающей слизистую оболочку желудка – острого, жареного, копченого, соленого и пр.

Через 10–14 дней врач назначает повторную гастроскопию, чтобы проконтролировать результаты лечения и оценить состояние желудка. Пациент достаточно быстро возвращается к привычной жизни и работе.

Результат полипэктомии в желудке

После того как желудочные полипы удалены, важно дождаться результата гистологического исследования. Если в образце не было злокачественных клеток, то другого лечения обычно не требуется. Но при повышенном риске рецидива и злокачественного перерождения врач порекомендует периодически проходить контрольные исследования.

Если обнаружены раковые клетки, то назначают повторную операцию. Обычно таким пациентам показано удаление части желудка. В дальнейшем их ведут уже как онкологических больных.
В 90% случаев желудочные полипы не перерождаются в злокачественные опухоли и не повышают риск развития рака желудка. По результатам гистологического исследования раковые клетки обнаруживаются лишь в 2% образцов. Какой бы низкой ни казалось вероятность, гистология нужна всегда. Лучше сделать бесполезное исследование и убедиться, что всё в порядке, чем пропустить онкологическое заболевание. Недиагностированный рак позже станет более продвинутым, и бороться с ним будет сложнее, ухудшится прогноз.

Полипэктомия снижает риск развития рака желудка, а также осложнений в виде воспаления, кровотечения, непроходимости пищеварительного тракта, перфорации стенки желудка.

Врачи в медицинской клинике НАКФФ обладают большим опытом в проведении полипэктомии желудка и других эндоскопических вмешательств. Если окажется, что в полипе присутствуют раковые клетки, то мы сразу же начнем лечение в соответствии с современными международными онкологическими протоколами. В нашей клинике можно получить все виды медицинской помощи на уровне ведущих зарубежных клиник.

Результат полипэктомии в желудке

Позвоните или оставьте заявку